Многообразие типов и конструкций подшипников и материалов (металлы, пластические материалы, керамика и др.), используемых при их изготовлении, широкое разнообразие технологических
процессов и условий при производстве подшипников, обуславливают большое количество
условных обозначений для номеров подшипников. Документация же (какая цифра и какая буква в номере на подшипнике что означает) по большей части недоступна для рядового потребителя подшипниковой продукции.
В данном материале освещена проблема расшифровки дополнительных условных обозначений номеров подшипников и свободных деталей, проставляемых с левой и правой стороны от основного условного обозначения.
Условные обозначения слева от основного номера подшипника.
Дополнительный знак
|
Характеристика
|
1, 2, норм, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
Группа радиального зазора. Проставляется перед обозначением класса точности. Нормальный зазор не указывается. Пример: 50-102805к2 или 76-592708м1
|
0, 6, 5, 4, 2, Т
|
Классы точности для шариковых и роликовых подшипников. Классы точности расположены в порядке ее возрастания. Нулевой класс точности – самый низкий, не указывается на номере подшипника. Пример: 2-3182119 (2 класс точности, наивысший); 66-692504 (первая цифра 6 – группа радиального зазора, вторая цифра 6 – класс точности).
|
7, 8
|
Дополнительные классы точности ниже класса «0». Например, 8-212, где 8 – класс точности (очень низкий). Отечественная промышленность в настоящий момент не выпускает подшипники таких классов точности, но они характерны для китайских подшипников и кустарных подшипников якобы отечественного производства, при этом все они якобы 6 класса точности.
|
А
|
Категория подшипников, к которой относят подшипники классов точности Т, 2, 4, 5. Пример – подшипник А-116л.
|
2А, 3А, 4А и т.д.
|
Категория подшипников с одним из дополнительных требований по волнистости, моменту трения, вибрации. Подшипник 3А-176218 – подшипник с доп. требованиями по волнистости и углу контакта.
|
В
|
Категория подшипников с классом точности ниже 5.
|
2В, 3В, 4В и т.д.
|
То же, что и 2А, 3А и т.д.. но для класса В.
|
М1, М2
|
Повышенные требования к моменту трения
|
Н
|
Дополнительная группа радиального зазора, отличная от ГОСТ 24810-81. Ставится перед обозначением класса точности. Пример: подшипник Н0-42330 (0 – класс точности)
|
У
|
Обозначение роликовых конических подшипников повышенной точности. Пример: 6У-7307а (6 – класс точности подшипника, У-знак повышенных требований к точности)
|
3К, 3КК, 5КК
|
3, 5 – степени точности игольчатых роликов в роликовых игольчатых подшипниках без колец (точность 2 не проставляется). Пример: 3КК 72*82*45 е, 3кк 42*47*30е
|
НР, 1НР, 3НР, 4НР, 5НР
|
Знак шарико-роликового (комбинированного) подшипника радиального с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутреннего кольца. Пример: 5НР17124 (где 17 – диаметр валика, мм, 124 – длина валика, мм). Цифры обозначают конструктивные особенности валика.
|
РИК
|
Подшипники роликовые игольчатые комбинированные двухстороннего действия. Примеры: 4рик4075, рик 3570, рик 2557.
|
Условные обозначения, проставляемые справа от основного номера подшипников.
А
|
Подшипники повышенной грузоподъемности (как шариковые, так и роликовые). Примеры: подшипник 228а, подшипник 6-312а, подшипник 7507а, подшипник 7610а, подшипник 7815а.
|
АК
|
Подшипники повышенной грузоподъемности (шариковые радиальные, сферические двухрядные) с модифицированными дорожками качения и штампованным сепаратором. Уменьшенная высота бортиков колец. Примеры: подшипник 180205 акс23 (с23 – тип внесения смазки), подшипник 50412 АК.
|
АЕ, АБ, АД, АЛ, АКЕ, АКБ, АКД, АКЛ, АКЕ.
АЕ1, АКБ2
|
Повышенная грузоподъемность (первая буква или две – см. выше) и тип сепаратора (вторая буква или третья в случае АК).
Цифра в случае присутствия означает дальнейшие конструктивные изменения.
|
Б
Г
Д
Е1, Е2, Е3
КМ
Л, Л1, Л2
|
Обозначение материала сепаратора
Б – Безоловянистая бронза (подшипник
66412Б1,
Г – Массивный сепаратор из черных металлов или чугуна (подшипник 42336 ГМ),
Д – Материал сепаратора – алюминиевые сплавы (дюраль) (подшипник
86-176226ДТ1, подшипник 252806Д),
Е – Сепаратор из пластических материалов (полиамид, текстолит) (подшипники 42205 аеуш1, 12115 ем, 264706 е),
КМ – Штампованный стальной сепаратор с модифицированными контактами тел качения (подшипники 42315КМ, 6-42212 КМ, 2222КМ, 2312КМ), может стоять К1М (дополнительные изменения конструкции)
Л – Латунный сепаратор (подшипники 170412 Л, 66414 Л, 66410 Л).
|
К, К1, К2
|
Конструктивные изменения деталей подшипника.
Либо К – обозначение концентрического стопорного кольца на обойме шариковых однорядных подшипников.
Также К1 – обозначает отверстие и канавку для смазки для игольчатых однорядных и двухрядных подшипников.
|
М
|
Обозначение модифицированного контакта дорожки качения для роликовых подшипников (например, подшипник 7526М или подшипник 2217М).
|
Р, Р1, Р2
|
Детали подшипника сделаны из высокоустойчивой к тепловому воздействию стали.
|
С1, С2 … С27
|
Обозначения пластичных смазок, заложенных в подшипники. (Имеются в виду закрытые с обеих сторон подшипники). Смазка ЦИАТИМ-201 обозначения не имеет. Широко распространенная смазка для подшипников Литол-24 обозначается С17. Например, подшипник 180306 у1с17ш или подшипник 180200 с17.
|
Т, Т1, Т2 …
|
Требования к температуре отпуска колец подшипника. Например, подшипник 1000832 ЛТ1
|
У, У1, У2…
|
Ужесточенные требования по радиальному, осевому зазорам, шероховатости покрытия. Например, подшипник 76-360710 ус23
|
Ш2, Ш3
|
Требования к шумности подшипников. Чем выше цифра, тем более низкошумным должен быть подшипник. Например, подшипник 6-42305 ае1уш1.
|
Ю, Ю1, Ю2
|
Детали подшипника из нержавеющей стали. Например, подшипник 1000816ЮТ1.
|
Э
|
Детали подшипника изготавливаются из стали со спец. присадками.
|
W
|
Детали подшипника производятся из вакуумированной стали.
|
Пример условных обозначений на номере подшипника.
Обозначения на подшипнике 42205
Рассмотрим дополнительные условные обозначения на примере данного подшипника.
6-42205 А1Е1УШ1 (NJ-205 — международное наименование этого подшипника).
6 - класс точности,
42205 - номер подшипника, характеризующий его размеры и конструктивные особенности,
А1 - характеризует повышенную грузоподъемность (А) и небольшое конструктивное изменение (1),
Е - материал сепаратора (текстолит),
У - повышенные требования по шероховатости,
Ш1 - повышенные требования к уровню шума, издаваемого подшипником.